26.04.2019
Корпоративное волонтерство: мост между бизнесом и обществом

В Краснодаре рассказали, как развивается корпоративное волонтерство на юге России

В современном мире очевидность плотного взаимодействия бизнеса и общества уже ни у кого не вызывает сомнения. Эти два института прочно связаны между собой и оказывают определенное влияние на внутренние процессы развития друг друга. В связи с этим компаниям необходимо говорить о своей деятельности, а главное — приносить реальную пользу населению региона, в котором они работают.
Связано это прежде всего с развитием самосознания общества: люди начинают более ответственно относиться к тому, что их окружает, и требуют того же от бизнеса. При этом одним из эффективных инструментов в диалоге бизнеса и общества является корпоративное волонтерство. О том, как оно сегодня развивается в стране и в Краснодарском крае в частности, пошла речь на Первой Южной конференции «Корпоративное волонтерство», которая состоялась в Краснодаре при поддержке компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России. Организаторами мероприятия выступили Национальный совет по корпоративному волонтерству и Краснодарское отделение Российского союза промышленников и предпринимателей. Спикерами выступили эксперты в этой области и представители общественных объединений федерального и регионального масштаба.

Модератор панельной дискуссии Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, сразу подчеркнул, что цель конференции — рассказать о корпоративном волонтерствеименно как об эффективной управленческой практике, которая позволяет развивать деятельность компаний в социальном секторе. «Корпоративное волонтерство является мостом, который объединяет бизнес, общество и государство на основе общих интересов. Волонтерские программы повышают лояльность и вовлеченность сотрудников и в то же время помогают установить доверительные отношения с обществом и органами власти, что, безусловно, идет на пользу любому бизнесу»,— заявил Вадим Ковалев. Он напомнил, что прошедший 2018 год в России был объявлен Годом волонтерства и это придало большой стимул его развитию в стране: «Элементы того, что мы сейчас называем корпоративным волонтерством, существовали в нашей стране уже много лет назад. К примеру, в советские годы все крупные предприятия оказывали шефскую помощь тем или иным социальным учреждениям. Что касается современного этапа, то нам важно показать значимость корпоративного волонтерства для успешного развития бизнеса и выстраивания эффективных коммуникаций между бизнесом, обществом и властью». Он также подчеркнул, что представление о том, что социальная ответственность может существовать лишь в крупных компаниях, давно является мифом: даже небольшое предприятие может оказывать профессиональную помощь какому-нибудь местному благотворительному фонду. Такая форма волонтерства называется pro bono, и она тоже очень востребована.

Председатель Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова описала широкий круг проблем, с которыми сейчас сталкивается общество, отметив, что решить многие из них удастся лишь при участии многих неравнодушных людей. «Важная задача общественников — менять ментальность людей, их отношение к окружающей среде. Я убеждена, что бизнесу, обществу и власти нужно работать вместе. Только так можно двигаться вперед»,— считает Любовь Попова. Также она подчеркнула, что само понятие корпоративного волонтерства зародилось в Краснодарском крае с приходом таких международных компаний, как «Филип Моррис Интернэшнл», «Каргилл», «Клаас» и других. Но теперь оно становится нормой и для отечественных предприятий.

«Цель конференции — рассказать о корпоративном волонтерстве именно как об эффективной управленческой практике, которая позволяет развивать деятельность компаний в социальном секторе»

О конкретных примерах этого рассказал заместитель председателя Краснодарского регионального отделения РСПП Сергей Огурцов. «Многие предприятия патронируют детские дома. И это дорогого стоит»,— отметил он. Другой вопрос, что в России исторически было не принято громко говорить о своих добрых делах. Правильно это или нет? Этот вопрос стал одной из ключевых тем дискуссии.

Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров заявил, что опросы россиян доказывают обратное: волонтерство становится модным, общество воспринимает его уже не как что-то из ряда вон выходящее, а как деятельность не только полезную, но и престижную. Соответственно, и отношение к бизнесу, который не стесняется говорить о своих «добрых» проектах, очень позитивное. Более того, присутствовавшие на конференции представители СМИ, например заместитель генерального директора ИД «Комсомольская правда» Роман Карманов, отметили, что любая публикация о какой-либо волонтерской акции порождает «волну тепла»: люди вдохновляются примером других и сами начинают делать что-то полезное для общества. И с этой точки зрения говорить о своей активной социальной политике не просто можно, а необходимо. Кроме того, опросы ВЦИОМ показывают, что все больше людей готовы сами участвовать в волонтерстве, причем преимущественно молодежь.

Директор по устойчивому развитию и корпоративным программам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России, заместитель председателя Национального совета по корпоративному волонтерству (НСКВ) Ирина Жукова рассказала, что именно Краснодарский край стал для «Филип Моррис Интернэшнл» в России местом, где зародилось системное корпоративное волонтерство, и сегодня Южный регион в этом смысле занимает одну из передовых позиций. «Если говорить глобально, то сегодня корпоративное волонтерство позволяет многое делать для устойчивого развития территорий нашей страны. Национальный совет по корпоративному волонтерству был создан всего несколько лет назад, но сегодня в разных регионах России действует уже пятнадцать таких советов. И каждый из них — это эффективный инструмент для того, чтобы вместе помогать решать важные задачи территорий»,— прокомментировала Ирина Жукова.

Председатель комитета по корпоративной социальной ответственности Краснодарского регионального отделения РСПП, управляющий по корпоративным вопросам Южного региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алиса Андреева рассказала о динамике развития волонтерства на юге страны. Она напомнила, что в конце 2017 года был создан Южный региональный совет по корпоративному волонтерству, который объединил в себе более десяти крупных международных и российских компаний. «Это позволило нам обмениваться лучшими практиками, реализовывать совместные проекты, популяризовать волонтерское движение. И 2018 год стал драйвером для развития этого движения. Мы реализовали около десятка акций, в которых приняло участие более трехсот человек в двух регионах: Краснодарском крае и Ростовской области»,— рассказала Алиса Андреева. По ее мнению, недостаточно только желания сотрудников или политической воли руководства компании, чтобы запустить волонтерский процесс. Важно определить «волонтерскую зрелость» компании. «Кроме того, нужно понимать, что без взаимодействия с профессиональным партнером ни один проект, как правило, не реализовать. Например, у нас в регионе мы проводим экологические акции при экспертной поддержке министерства природных ресурсов Краснодарского края»,— пояснила эксперт.

«Местные примеры корпоративного волонтерства в регионах крайне важны: без тех, кто может показать, как оно должно действовать, продвигать его невозможно»

Ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок акцентировала внимание на важности волонтерского образования. По ее словам, в партнерстве с компанией «Филип Моррис Интернэшнл» в России были разработаны методические рекомендации и обучающий онлайн-курс по корпоративному волонтерству, который не только описывает историю корпоративного волонтерства, но и содержит большое количество кейсов — это своего рода конструктор, помогающий реализовывать интересные социальные проекты. «Мы стараемся говорить о тех компаниях, которые внедряют такие практики. Так сложилось, что Кубань в этом смысле всегда задавала тон всему югу России. Сегодня мы понимаем, что местные примеры корпоративного волонтерства в регионах крайне важны: без тех, кто может показать, как оно должно действовать, продвигать его невозможно»,— считает Наталья Починок. При этом, по ее мнению, активная позиция бизнеса находит отклик и у крупных университетов региона, которые также включаются в эту работу. В рамках конференции было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российским государственным социальным университетом и Краснодарским отделением Российского союза промышленников и предпринимателей.

Компании, представляющие корпоративное волонтерство в Краснодарском крае, в ходе конференции были отмечены благодарностями. В частности, «за активное участие и вклад в развитие корпоративного волонтерства» наградили такие предприятия, как Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России, «КЛААС», «Каргилл», «Нестле Кубань», «Данон», банк «Кубань Кредит» и ряд других представителей бизнеса, выбравшего для своей работы Краснодарский край. Как отметили в завершение организаторы мероприятия, конференция стала еще одним шагом к объединению усилий ради общей цели: сделать корпоративное волонтерство неотъемлемой частью общественной жизни региона.

Коммерсант