27.08.2020
Состоялось совещание представителей рабочих органов РСПП и организаций лизингового рынка по обсуждению законопроекта о реформе рынка лизинга
В режиме видеоконференции состоялось совещание представителей рабочих органов РСПП и организаций лизингового рынка по обсуждению предложений по готовящемуся ко второму чтению в Госдуме законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности»

Вел совещание исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев.

Открывая заседание, А.В.Мурычев отметил, что в РСПП обсуждение основных направлений реформы рынка лизинга и концепции законопроекта началось с 2017 года. Тогда были поддержаны следующие подходы в регулировании лизинговой отрасли: формирование новой категории «лизинговая компания»; создание государственного реестра лизинговых компаний; переход на отраслевые стандарты, отвечающие принципам МСФО, а также на план счетов для некредитных финансовых организаций; введение саморегулирования.

Были также сформулированы рекомендации: сохранить поэтапный подход к планируемым изменениям; предусмотреть переходный период по требованиям к собственным средствам лизинговых компаний; произвести переход к единому плану счетов и отраслевым стандартам бухгалтерского учета после 2021 года; сохранить возможность учета действующих лизинговых сделок по старым правилам, если юридическое лицо не будет получать статус лизинговой компании; при подготовке будущих изменений в гражданско-правовое регулирование учесть правовое разграничение лизинга и аренды.

А.В.Мурычев обратил внимание, что в основном, все это было отражено в законопроекте, который был принят Госдумой в первом чтении в 2019 году. Законопроект предусматривает: отнесение лизингодателей к некредитным финансовым организациям; введение государственного реестра лизингодателей и минимального собственного капитала лизинговых компаний; перевод лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности и введение отраслевой отчетности; введение обязательного аудита отчетности лизинговых компаний; перевод лизингодателей на саморегулирование; создание механизма защиты прав граждан через стандарты лизинговых договоров и требований к раскрытию информации.

При этом законопроект не содержит норм, ограничивающих финансовую деятельность лизинговых компаний, таких как нормативы достаточности капитала, ликвидности, концентрации и др. Регулирование также не ограничивает операционную деятельность, поскольку не регламентирует - с кем и на каких условиях заключать лизинговые договора.

А.В.Мурычев отметил, что отнесение в законопроекте вопросов регулирования лизинговой деятельности к компетенции Банка России (по итогам межведомственного обсуждения) было обусловлено рядом аргументов, в частности: развитой территориальной сетью; наличием IT-инфраструктуры и профессиональной экспертизы; опытом проведения инспекционных и надзорных проверок. А также тем, что Банк России обладает самостоятельным бюджетом и сможет обеспечить финансирование регулирования и надзора за лизинговой деятельностью, что не потребует выделение дополнительных средств из федерального бюджета.

А.В.Мурычев подчеркнул, что официальная позиция Правительства Российской Федерации, выразившаяся во внесенном в Государственную Думу Законопроекте, на настоящий момент не изменилась.

Вместе с тем, по имеющейся информации, против отнесения лизингодателей к некредитным финансовым организациям и соответственно к компетенции Банка России высказываются крупнейшие лизингодатели, имеющие ориентировочно 70% рынка. Предлагается передать эти полномочия Министерству экономического развития Российской Федерации. Для этого тоже имеются серьезные аргументы, с которыми нельзя не согласиться. В частности: лизинг – это не управление финансовыми потоками, а прежде всего развитие реального сектора экономики через инвестиции в имущество; правовая основа лизинга не кредитная, а арендная, лизингодатели не осуществляют торговлю финансовыми активами или инструментами, не выдают кредиты, не привлекают средства физических лиц; лизинг используется как инструмент развития промышленности, модернизации основных средств российских предприятий и инфраструктуры; лизинговая деятельность – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в аренду.

Завершая вступительное слово, А.В.Мурычев предложил обсудить на совещании проблемы, вызывающие разногласия, и в основном проблему с выбором регулятора.

На заседании выступили: Царев Е.М., председатель Подкомитета по лизингу ТПП РФ, директор НП "Лизинговый союз"; Кожевников А.Н., вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации; Замышляева Е.Л., начальник отдела развития финансовых рынков Департамента финансовой политики Минфина России; Курьянов А.М., и.о. начальника Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга; Гамза В.А., председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политики ТПП РФ; Моисеев С.Р., советник первого заместителя Председателя Банка России; Слуцкая М.В., советник Министра экономического развития Российской Федерации; Шулепов Е.Б., член Комитета Госдумы по финансовому рынку.

Участники обсуждения единогласно поддержали необходимость проведения реформы регулирования лизинговых компаний для дальнейшего развития лизингового рынка. Реформа не предполагает введение финансовых нормативов и ограничений на операционную деятельность. Однако по вопросу выбора регулятора мнения участников совещания разошлись. По итогам было принято решение доработать проект решения с учетом высказанных замечаний и предложений, продолжить обсуждение законопроекта с представителями лизингового рынка и регуляторами для нахождения приемлемого для всех решения.


Источник: РСПП