В Белой книге подчеркивается, что существуют пути обеспечения роста и развития торговли, несмотря на такие проблемы, как пандемии. Например, более широкое использование электронного обмена информацией на основе согласованных на международном уровне стандартов электронного бизнеса-таких, как стандарты, разработанные в СЕФАКТ ООН, – может сократить, а в некоторых случаях и вовсе устранить человеческие контакты и обеспечить значительный рост эффективности процедур. Консультации со всеми заинтересованными сторонами, как из государственного, так и из частного секторов, также играют важную роль.
Правительства могут по-разному реагировать на пандемию, которая варьируется от незначительных сбоев в местной экономической деятельности до остановки всего процесса цепочки поставок, рискуя серьезно повлиять на торговлю на региональном и глобальном уровнях. Разработка и внедрение рамок стандартных оперативных процедур может способствовать эффективному и действенному пограничному контролю за перемещением товаров.
В Белой книге представлены руководящие принципы по трем направлениям: коллаборация, стандартные оперативные процедуры/антикризисные оперативные процедуры, а также использование технологий.
Коллаборация:
Трансграничное сотрудничество;
Обеспечение устойчивости цепочек поставок (обмен информацией и сотрудничество в области развития потенциала между странами);
Использование Национальных органов по упрощению процедур торговли в качестве ресурса и объективного контактного центра для выработки страновых решений для пандемии и иных вызовов в области упрощения торговых процедур;
Наднациональная координация вместе с многосторонними организациями, предоставляющими рекомендации, стандарты, лучшие практики, а также региональным экономическими сообществами, оказывающими содействия своим государствам-членам в аккумулировании ресурсов и координации действий в области торговли;
Формирование специальных экономических зон, которые способствуют упрощению процессов и финансового бремени для участия компаний в международной торговле, в особенности из числа предприятий микро-, малых и средних предприятий.
Стандартные оперативные процедуры/антикризисные оперативные процедуры:
Точные меры, обеспечивающие предоставление оперативной информации и работы систем для оперативного информирования участников сотрудничества;
Качественная информация и система уведомлений, взаимосвязанные друг с другом и предусматривающие возможность для запуска каскадных уведомлений по всем трансграничным цепочкам поставок и соответствующим участникам;
Создание контактных пунктов для предоставления информации и ограничений и регулирования, связанного с преодолением кризиса;
Меры обеспечения эффективности органов пограничного контроля, включающие специальные режимы для оперативного выполнения процедур таможенной очистки необходимых медицинских товаров и продовольствия, обработка грузов до его прибытия и выпуска товаров до завершения таможенных процедур, эффективный риск-менеджмент, включая интегрированный, улучшенная координация между различными органами, расширения использования механизма уполномоченных экономических операторов или схем с доверенными трейдерами;
Механизмы взаимного экстренного признания эквивалентного уровня безопасности и санитарных требований или процедур оценки соответствия и результатов приоритетных товаров;
Меры частного сектора, включающие сотрудничество с правительствами и пограничными властями, обмен релевантной информации, развитие собственных политик к преодолению пандемии, а также на уровне отдельных отраслей, в особенности в случаях если органы власти могут быть недостаточно оперативными в принятии решений.
Использование технологий
Продвижение электронного обмена между системами взамен процессов, основанных на бумажных документах;
Развитие системы одного окна и иных средств стимулирования трансграничной торговли, которые предусматривают направление всех регуляторных данных в единую точку входа с использованием электронных инструментов;
Имплементация инструментов для дистанционной работы, предусматривающих необходимую защиту данных и обеспечивающих образовательную подготовку и необходимые ресурсы;
Использование новых технологий для стимулирования соответствующего сотрудничества.
Более подробно ознакомиться с рекомендациями и получить доступ к Белой книге можно в источнике: https://unece.org/general-unece/press/uncefact-outlines-standard-operating-procedures-keep-trade-flo...