03.12.2021
Итоги заседания Комиссии РСПП по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу
В РСПП под председательством члена Бюро Правления РСПП, председателя Совета директоров АО «Группа «Илим» Захара Смушкина состоялось заседание Комиссии РСПП по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу

В работе Комиссии приняли участие представители лесопромышленных предприятий и отраслевых общественных организаций, ответственные работники Рослесхоза, Минприроды России, Минпромторга России.

На заседании было рассмотрено три вопроса:

    О статусе готовности к внедрению новых требований в части учета древесины в соответствии с Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений.
    О проблемных вопросах по подаче лесных деклараций.
    О новом подходе к установлению расчетной лесосеки для лесничества.

По первому вопросу с докладами выступили И.В.Вервейко (АО «Группа «Илим»), А.В.Евстафьев (ГК «Вологодские лесопромышленники»). Докладчики выразили озабоченность ходом утверждения нормативно-правовых актов по реализации Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» (далее – 3-ФЗ), а также сроками модернизации ЕГАИС Учета древесины и сделок с ней (далее – ЛесЕГАИС).

Комиссия приняла к сведению, что 15 ноября 2021 года Рослесхозом заключен договор на модернизацию ЛесЕГАИС со сроком выполнения работ 23 декабря 2021 года, а также сообщение представителей Рослесхоза о намерении начать с 10 декабря тестирование нового функционала системы. С презентацией о статусе внедрения нового функционала ЛесЕГАИС выступил представитель разработчика А.Амельченко.

Также были обозначены отдельные положения 3-ФЗ, вводящие избыточные ограничения для лесопользователей и участников оборота древесины. В частности, установление запрета на совершение сделок с древесиной и оформление сопроводительных документов на транспортировку древесины, если у лесопользователя «объем древесины, указываемый в договоре, сопроводительном документе, превышает объем древесины, учтенной у лица, являющегося собственником древесины». Кроме того, «внесение изменений в декларацию о сделках с древесиной в части сведений о фактическом объеме транспортировки древесины допускается до начала транспортировки древесины».

В обсуждении вопроса приняли участие: В.А.Спиренков (Рослесхоз), Н.С.Кротов (АО «Архангельский ЦБК»), А.В.Фролов (Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России), З.Д.Смушкин.

По результату обсуждений Комиссия посчитала необходимым подготовить обращение в органы исполнительной и законодательной власти с просьбой инициировать внесение соответствующих изменений в действующее законодательство в части внедрения электронного сопроводительного документа на более позднюю дату, сохранив при этом действие бумажного сопроводительного документа, а также в части снятия избыточных ограничений для лесопользователей и участников оборота древесины.

По второму вопросу с докладом выступил И.В.Вервейко (АО «Группа «Илим»). Докладчик отметил, что в связи с тем, что новый Порядок подачи Лесной декларации вступает в силу только с 1 марта 2022 года, то лесопользователи оказываются в ситуации, когда они должны подавать лесные декларации по данным таксации лесосеки, но при этом они могут получать необоснованные отказы в приеме Лесных деклараций.

В обсуждении вопроса приняли участие: Н.С.Кротов (АО «Архангельский ЦБК»), Е.И.Бородавкина. (Рослесхоз), Е.Г.Коцюба (Рослесхоз), З.Д.Смушкин.

Участники встречи согласились, что действующий «Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме», утвержденный Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 539, содержит положения, вводящие необоснованные ограничения для лесопользователей и способствующие возникновению дополнительных необоснованных расходов для них, так как он предусматривает, с одной стороны, подачу лесной декларации по результатам таксации лесосеки, а с другой стороны, соответствие декларации проекту освоения лесов, т.е. материалам лесоустройства. В то время как новый Порядок заполнения и подачи Лесной декларации, предусмотренный приказом Минприроды от 29.04.2021 №303, устраняет почву для необоснованных отказов в приеме Лесной декларации.

По результату обсуждений Комиссия предложила алгоритм действий при подаче Лесной декларации до вступления в силу нового Порядка и попросила Минприроды России и Рослесхоз в пределах своих полномочий направить в органы исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений соответствующие разъяснения.

По третьему вопросу с докладом выступил И.В.Вервейко (АО «Группа «Илим»). Докладчик отметил, что действующий порядок использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленный Правилами заготовки древесины (приказ Минприроды России от 01.12.2020 №993), не всегда позволяет арендаторам воспользоваться данной возможностью, так как при этом установлено, что суммарный объем заготовки в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества.

В обсуждении вопроса приняли участие: 

В.А.Спиренков (Рослесхоз), Е.Г.Кинель (Рослесхоз), Н.С.Кротов (АО «Архангельский ЦБК»), А.В.Зайцев (ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»), З.Д.Смушкин.

Комиссия обсудила возможность применения нового подхода к установлению расчетной лесосеки по лесничеству с разделением ее на базовую и накопительную (образующуюся за счет недоиспользования арендаторами установленного объема древесины за предыдущие три года) части и просит Минприроды России рассмотреть данный подход.

РСПП