16.03.2022
Возобновление программы субсидирования турпоездок повысит доступность отдыха
Эксперты РСПП обозначили тенденции развития российской туриндустрии в новой реальности

По мнению экспертов РСПП,  возобновление программы частичного субсидирования турпоездок россиян из госбюджета поддержит отрасль в условиях санкций и ухода из России сервисов Booking.com и Airbnb. Международные направления необходимо оперативно переориентировать на рынки СНГ, стран Ближнего Востока, Индии, Юга-Восточной Азии.

Возобновление программы частичного субсидирования турпоездок россиян из госбюджета в формате кэшбэка части стоимости тура является сегодня самым действенным инструментом стимулирования спроса в сфере туризма, созданным за весь постсоветский период. Особенно если эта программа четко сфокусирована на низкий туристский сезон, поскольку в этом случае она решает важнейшую для туриндустрии проблему повышения загрузки гостиниц и санаториев в межсезонье. А это, в свою очередь, важнейший фактор повышения эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры, а также круглогодичной занятости персонала на курортах.

При этом учитываются особенности видов туризма. В частности, у круизов окно действие программы скорректировано с учетом сроков навигации, а программа детского кэшбэка на весь летний сезон.
Еще большее социальное значение данной меры поддержки, которая в условиях снижения реальных доходов повышает доступность отдыха и оздоровления для социально слабо защищенных групп населения. Например, по программе детского кэшбэка скидка возврат составляет не до 20% стоимости тура, как на основной программе, а до 50%. И число смен, на которые можно отправить ребенка в летний лагерь, неограничено. 

Неудивительно, что особенно востребована эта программа в многодетных семьях. Не говоря уже о том, что туристский кэшбэк сохраняет возможность санаторно-курортным лечением, в том числе пройти курс медицинской реабилитации после заболевания коронавирусом.

В соответствии с первоначальными планами первое окно продаж по программе туристского кэшбэка завершилось 28 февраля. На совещании в Ростуризме 2 марта бизнес обратился к руководству агентства с предложением «расторговать» оставшуюся до конца года сумму, предназначенную на субсидирование поездок на этот год, в оставшийся весенний период с учетом давления на Россию международных санкций.

В частности, эту просьбу высказали представители РСПП и Российского союза туриндустрии (РСТ). И программа была перезапущена с 15 марта до 1 мая с возможностью покупки туров, завершающихся по срокам поездки до 1 июля.

Вторая часть предложения бизнеса заключалось в том, чтобы с учетом исключительной востребованности программы, ускорения инфляции и других факторов удвоить финансирование программы туристского кэшбэка из бюджета до суммы 10 млрд. руб. в расчете на год.

Что касается ситуации с международным туризмом, как въездным и выездным, то необходимо оперативно переориентироваться на рынки стран, не участвующих в антироссийских санкциях, в частности, стран Ближнего Востока, Индии и ряда направлений Юга-Восточной Азии, не забывая и о рынках стран СНГ.

Надо срочно вводить для граждан лояльных России стран электронные въездные визы, расширять доступ к воздушным перевозкам иностранных авиакомпаний, поскольку главной проблемой не только международного, но и  внутреннего туризма в России может стать дефицит доступного авиапарка.

Что же касается ухода с нашего рынка Booking.com и Airbnb, то надо поддержать всего развивать отечественные онлайн-сервисы в сфере туризма. Можно использовать и агрегаторы из тех же лояльных России стран, в частности, китайские.

РСПП