28.09.2022
В РСПП обсудили актуальные решения по развитию цепей поставок в новых экономических условиях

В РСПП обсудили актуальные решения по развитию цепей поставок в новых экономических условиях

В РСПП состоялось расширенное заседание рабочей группы по развитию цепей поставок в системе международных транспортных коридоров межотраслевого подкомитета по поддержке внешнеэкономических проектов совместно с подкомитетом по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству по теме «Интегрированное развитие цепей поставок в новых условиях внешнеэкономической деятельности».

Открыл заседание руководитель рабочей группы, заместитель директора НЦКТП Минтранса России, член Экспертного совета по транспорту в Азиатско-Тихоокеанском регионе Минтранса России, член Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Кирилл Тюленев.

В программе заседания были обозначены следующие вопросы: ключевые ограничения, затронувшие транспортную отрасль в период III и IV кварталов 2022 г., направления интеграции участников транспортно-логистического сообщества для прохождения кризисных фаз и стабильного развития цепей поставок в IV квартале 2022 г., комплексные меры поддержки транспортной отрасли.

Кирилл Тюленев подчеркнул, что действующие внешнеэкономические факторы повлияли на изменение структуры международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, способствовали трансформации цепей поставок и национальной товаропроводящей сети. Участникам заседания было предложено обсудить актуальные решения, которые могли бы обеспечить наиболее эффективное развитие цепей поставок в IV квартале 2022 г.

Вместе с тем Кирилл Тюленев отметил, что деятельность по решению приведенных задач основывается на опыте и проводимой работе подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству, возглавляемого Олегом Дунаевым, заместителем председателя Комитета по международному сотрудничеству, председателем подкомитета по транспорту и логистике, директором Центра стратегического развития логистики.

Также Кирилл Тюленев выразил благодарность заместителю директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Елене Шерышевой за принятие личного участия в заседании рабочей группы.

В приветственном слове Елена Шерышева отметила значимость межотраслевого взаимодействия и интегрированных решений, направленных на реализацию транзитного потенциала регионов, расширение структуры транспортных коридоров, сопряжение планов развития Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс, один путь», а также формирование надежных производственных цепочек. 

В странах ЕАЭС осуществляется внедрение системы «единого окна» на базе общей товаропроводящей сети и распределительных центров, позволяющих оптимизировать цепи поставок промышленных предприятий и эффективно координировать грузопотоки.  

Елена Шерышева обозначила важность дальнейшей деятельности рабочей группы, отраслевых ассоциаций, представителей коммерческих структур, научных центров и учреждений высшего профессионального образования для решения задач по формированию интегрированных цепей поставок в современных экономических условиях.

С докладом по теме «Работа системы бесперебойного транспортного обеспечения предприятий непрерывного цикла производства в условиях ограничений пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры» выступил Павел Алексеев, начальник управления планирования и организации перевозок Дирекции по планированию производства и логистике ПАО «Северсталь».

Докладчик подчеркнул важное значение присутствующих ограничений пропускной способности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Отметил, что  усугубляется ситуация с бесперебойным транспортным обеспечением для предприятий непрерывного цикла производства, в частности, поставками целевых ресурсов и вывозом готовой продукции.

Для решения задачи были предложены дополнительные меры синхронизации в области планирования загрузки объектов транспортной инфраструктуры. Помимо суточных клиентских планов погрузки, эффективно действующих наряд-заказов на перевозку грузов в контейнерах целесообразно также рассмотреть внедрение интегрированных графиков погрузки единичных штучных грузов.

Доклад о вопросах безопасности и качества логистики продукции химической промышленности представил Евгений Синяков, вице-президент Российского союза химиков. Выступающим отмечено, что к главным факторам развития цепей поставок в новых экономических условиях следует отнести вынужденную смену регионов перевозки, всего ландшафта поставок.  Начата работа с новыми контрагентами, что создает риски безопасности транспортировки и хранения опасных грузов.

Докладчик предложил занять лидерскую позицию в вопросах обеспечения безопасности и совершенствования качества логистики химической продукции, развития национальной промышленности. Члены рабочей группы поддержали инициативу Российского союза химиков.

Начальник управления логистического планирования Группы компаний «ФосАгро» Андрей Федоров отметил актуальные приоритеты управления логистикой химического холдинга. Согласно плановым показателям грузопотоки апатитового и нефелинового концентрата, сырья, готовой продукции в Северо-Западном и Приволжском округах в 2022 году достигают 29 млн. тонн.

В качестве решений поддержки логистического процесса предложены инициативы совместной проработки транспортно-технологических схем, в том числе на основе фрахтования судов и использования маршрутов перевозки грузов на экспорт и импорт, включая железнодорожное сообщение в Турцию через Грузию и Азербайджан, транспортный коридор через порты Ирана в Индию.

Далее слово было передано Павлу Полякову, директору по организационному взаимодействию и партнерским коммуникациям АО «Первая Портовая Компания», председателю комитета по коммерческим и правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов России. Выступающим обозначена важность развития взаимодействия внутрипортовых терминалов Дальнего востока, объектов инфраструктуры Транссибирской магистрали, операторов транспортного процесса в современных условиях перевода базовых грузопотоков на МТК «Восток-Запад», а также целесообразность принять во внимание сценарии восстановления контейнерного оборота на маршрутах других транспортных коридоров, интегрированных с морскими портами Российской Федерации.

Александр Пьянков, директор по управлению цепями поставок FESCO, ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт», выступил с докладом по теме «Взаимодействие с АТР в новых экономических реалиях», поддержав предложения членов рабочей группы о создании интегрированных цепей поставок, а также отметив существенные факторы, воздействующие на транспортный комплекс.

В период апреля – июня с учетом изменения валютного курса присутствовало увеличение числа запросов на экспорт и соответствующий рост объема перевозок по новым маршрутам. Снижение импортного грузопотока составило в среднем 30%. Возросла целесообразность применения принципов «take or pay». В соответствии с этим, предложено развивать взаимодействие грузовладельцев, контролирующих цепи поставок, и транспортно-логистических компаний, оказывающих влияние на работу объектов инфраструктуры, исходя из подходов по обеспечению устойчивой рентабельности планируемых перевозок.

Директор по логистике АО «РЖД Бизнес Актив» Иван Боднар выступил с докладом по теме «Актуальная повестка контейнерной железнодорожной логистики», отметив существенные результаты трансформации МТК за прошедшие полгода, введение в действие новых объектов инфраструктуры (включая мост через р. Амур), потенциал развития участков ряда действующих маршрутов (пограничный переход Махалино – Хуньчунь), и одновременно востребованность расширения структуры транспортных коридоров.

Советник генерального директора АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Ким представил участникам заседания доклад по теме «Текущая ситуация и тенденции развития рынка железнодорожных перевозок», подчеркнув приоритетность сервисов через Казахстан и маршруты МТК «Север-Юг». Представителями Компании проведены переговоры в Тегеране с участием китайской стороны, заинтересованной в передаче грузов для транспортировки на данном направлении. К ключевым факторам развития цепей поставок отнесено строительство дополнительных транспортно-логистических центров, электронный обмен данными о функционировании цепей поставок, упрощение процедур перевозочных процессов.

Заместитель генерального директора ООО «Совтрансавто Логистика» Виталий Бондарь рассказал участникам заседания о динамике спроса и изменении модели продаж транспортных услуг, перенаправлении грузопотоков по альтернативными маршрутам, востребованности комплексного набора транспортно-логистических сервисов и решений в сфере внешнеэкономической деятельности для соответствия актуальным требованиям клиентов.

Руководитель департамента мультимодальных перевозок ООО «ТРАСКО» Денис Моисеев, выступая с докладом «Мультимодальные перевозки в текущих условиях. Новые решения. Новые маршруты», поддержал предложения о целесообразности ориентировать грузопотоки на МТК «Север-Юг» с использованием порта Бендер-Аббас, а также в турецкие или китайские порты с перетаркой контейнеров и дальнейшей доставкой сухопутным или морским маршрутом в регионы Российской Федерации.

Операционный директор 3PL ООО «Первая Экспедиционная Компания» (ПЭК) Иван Масалов выступил с докладом о роли логистических операторов для развития бизнеса, в том числе для стартапов в современных условиях. В докладе были отмечены тенденции сохранения спроса на доставку из Европы, роль Турции в обеспечении перевозок из Европы, факторы увеличения транзитного времени и стоимости транспортировки в связи с усложнением перевозочных процессов.

К приоритетам развития цепей поставок также отнесены масштабирование логистических мощностей, торговое агентирование, увеличение числа рейсов со сборными грузами, мониторинг стоимостных показателей в единицу времени для выбора оптимальных схем перевозок, общая интеграция ресурсов участников рабочей группы при совместном создании эффективных цепей поставок.

Участники Сообщества топ-менеджеров логистических компаний — отраслевые эксперты Игорь Жирнаков, Михаил Звягинцев, Аркадий Иванов, Екатерина Лазуткина, Роман Сысуев представили актуальную оперативную информацию о мультимодальных перевозках из целевых регионов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Ирана, Индии и Турции, приобретающих особую значимость для функционирования и развития альтернативных транспортных коридоров в новых экономических условиях. 

В дискуссии приняли участие все участники заседания.

Кирилл Тюленев подвел итоги заседания рабочей группы.

РСПП