19.12.2017
«Инновационный бизнес-навигатор» вышел на финишную прямую

В Краснодаре прошел третий этап конкурса, собравшего лучшие проекты, представленные малым и средним бизнесом региона

В третий этап конкурса «Инновационный бизнес-навигатор», организованного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» и Центром регионального развития бизнес-технологий РСПП, вошли бизнесмены, сумевшие сформировать наиболее интересные и жизнеспособные бизнес-планы для реализации своих проектов.

Перед этим под руководством экспертов и тренеров «Бизнес-школы РСПП» они прошли обучение на такие темы, как анализ бизнеса, управление предприятием, управление человеческими ресурсами, маркетинг и стимулирование продаж, стратегическое развитие предприятий и многие другие. Полученные знания помогли взвешенно отнестись к собственным идеям. А в ходе третьего этапа конкурса эксперты «Бизнес-школы» подвергли представленные проекты еще более скрупулезной экспертизе.

Как отметила президент «Бизнес-школы РСПП» Евгения Шохина, путь, который предприниматели уже прошли в рамках «навигатора», сам по себе имеет большую ценность, поскольку задача обучения — повышение профессиональных навыков, которые позволят быть эффективными и успешными в современных реалиях. «Хочу подчеркнуть, что презентация проектов — это не экзамен. Для вас это повод еще раз взглянуть по-новому на ваш бизнес, а для нас — понять, как еще мы можем вам помочь»,— заявила Евгения Шохина.

По ее словам, сегодня существует немало форм поддержки предпринимательства. «Например, недавно Фонд поддержки социальных проектов, созданный по инициативе Агентства по поддержке стратегических инициатив, запустил набор в программу “Акселерация”, в которой вы также можете принять участие, если ваш проект действительно является социально значимым»,— отметила Евгения Александровна.

В состав жюри конкурса также вошли заместитель председателя Краснодарского регионального отделения РСПП Сергей Огурцов, генеральный директор НАО «Корпорация развития Краснодарского края» Василий Жабин, научный руководитель программы ЕМВА «Бизнес-школы РСПП» Дмитрий Богданов, директор Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Валентина Кириллина, руководитель аппарата КРО РСПП Елена Цехместрук, управляющий по корпоративным вопросам и связям с органами государственной власти по Южному региону ОАО «Филип Моррис Кубань» Алиса Андреева и ряд других специалистов.

«Радует, что в конкурсе, организованном РСПП и компанией “Филип Моррис”, участвует малый и средний бизнес, представители сектора предпринимательства, который является драйвером экономики в любой стране мира. Искренне надеюсь, что, благодаря нашему совместному проекту, Краснодарский край получит новые хорошие стартапы»,— сказала Алиса Андреева.

Валентина Кириллина подчеркнула, что проект «Инновационный бизнес-навигатор» является уникальным для России. «В ведущих странах мира в образовательном процессе большое внимание уделяется именно бизнес-школам. И “Бизнес-школа РСПП” действительно очень активно работает с теми проблемами, с которыми сталкивается малый и средний бизнес. Неслучайно ее лозунг — “Практики для практиков”,— отметила директор Института коммуникационного менеджмента.

В напутственном слове участникам конкурса Евгения Шохина посоветовала максимально полно раскрывать перед жюри суть своего бизнеса, ведь успех любого проекта заключается в понимании того, что именно ты делаешь, и способности вовлечь в это других заинтересованных лиц.

Первый проект имел четко выраженную социальную направленность. Представители компании «Транс Ойл» поделились планами по строительству своей первой автозаправочной станции. В данный момент компания занимается оптовыми поставками ГСМ с собственной нефтебазы в селе Отрадо-Кубанском в Гулькевичском районе.

Учитывая, что жители села (а их порядка 4 тыс. человек) хорошо знакомы с деятельностью предприятия, а до ближайшей АЗС около 20 километров, спрос на розничную реализацию топлива может быть очень велик. По словам представителя компании Александра Сухенко, сумма инвестиций в проект собственной АЗС составит порядка 40,7 млрд руб., и уже в середине 2018 года планируется осуществить первую продажу топлива.

Работать на станции будут местные жители, а налоговые поступления в местный бюджет оцениваются в размере 270 тыс. руб. в год, что и обуславливает социальную составляющую проекта. Конкурировать с крупными сетями АЗС позволит наличие собственной нефтебазы. Среди слабостей проекта — отсутствие опыта в этой сфере. По итогам презентации Валентина Кириллина посоветовала составить более четкую иерархию рисков, с которыми компания может столкнуться в ходе реализации проекта, чтобы быть к ним максимально готовыми, например к тому, что рядом с селом откроется конкурирующая сетевая заправка.

Радует, что в конкурсе, организованном РСПП и компанией «Филип Моррис», участвует малый и средний бизнес, представители сектора предпринимательства, который является драйвером экономики в любой стране мира.

Еще один проект был для Кубани по-настоящему инновационным: по словам директора компании «Инсипром» Марии Белашовой, в производстве печей для утилизации мусора у предприятия не так много конкурентов, зато клиенты есть, и далеко за пределами Краснодарского края. Ранее подобные печи привозили из Великобритании, а теперь разрабатывают сами с учетом задач, которые необходимо решить.

В планах — увеличение доли рынка на 40% в течение пяти лет. Однако для этого необходимо провести модернизацию и приобрести оборудование для производства металлоконструкций. В целом эксперты высоко оценили проработанность проекта, однако директор Корпорации развития Краснодарского края Василий Жабин обратил внимание на то, что нужно учитывать стоимость сжигания мусора и его вывоза на полигоны. От того, что является более выгодным, и будет зависеть востребованность термической обработки отходов в том или ином регионе страны.

Предприниматель Илья Ирченко рассказал жюри о своем проекте «Биржа-онлайн», предназначенном для людей, которые хотят покупать продукты напрямую у фермеров, а также для самих мелких производителей сельхозтоваров, которым нужен дополнительный рынок сбыта своей продукции. «Договориться с крупными торговыми сетями и обеспечить им нужные объемы поставок для небольших фермеров практически нереально. А на онлайн-площадке они смогут побороться за клиентов в формате аукциона и решить для себя проблему сбыта»,— пояснил суть проекта бизнесмен.

По его словам, таким образом люди смогут приобретать товары по цене производителя. Эксперты «Бизнес-школы» обратили внимание на то, что проекты, позволяющие приобретать фермерские товары, в стране уже существуют, например LavkaLavka, однако эта площадка верифицирует производителей, с которыми сотрудничает. Если «Бирже-онлайн» удастся проработать этот вопрос, возможно, доверие потребителей к ней возрастет.

По словам Сергея Огурцова, все проекты достойны реализации, что еще раз говорит об огромном потенциале краснодарской бизнес-среды. «Радует, что в большинстве своем они направлены на развитие разных отраслей экономики края, а значит — на процветание территории в дальнейшем. Это возможно при успешном взаимодействии науки и бизнеса»,— отметил эксперт.

«Меня поразил крайне высокий уровень готовности и абсолютная ориентированность на практику. Многие из этих организаций, участвующих в конкурсе, уже работают либо имеют опытный образец, уже обкатали на пользователях свой продукт. Сами участники сказали, что им было полезно участвовать в мероприятиях инновационного бизнес-навигатора для упаковки своих проектов. Многие из них сделали большой шаг вперед»,— также подчеркнул Дмитрий Богданов.

Евгения Шохина напомнила, что окончательные итоги конкурса будут подведены уже в 2018 году и на реализацию самого успешного проекта одна краснодарская компания получит грант в размере 1 млн руб.

«Выбрать два проекта для полуфинала будет очень сложно. Люди готовились, тщательно их прорабатывали. Повторюсь, проекты сильные. Наверное, в этом и наша заслуга, поскольку в период очного обучения в школе РСПП мы старались донести до участников максимально полезную информацию, еженедельно консультировали, проводили вебинары. До третьего этапа конкурса дошли не все, ведь критерии отбора были достаточно строгие. Результат — семь бизнес-планов, и каждый из них может претендовать на победу и соответственно разные формы поддержки»,— резюмировала Евгения Шохина.

Иначе говоря, благодаря консультативной поддержке экспертов «Бизнес-школы РСПП», предприниматели смогли решить многие проблемы еще до того, как приступили к воплощению своих идей, тем самым избежав ошибок, которые могли бы допустить, и получив поддержку РСПП.

Коммерсант