29.11.2021
В рамках Недели Российского Бизнеса состоялся банковский форум
В рамках Недель российского бизнеса в смешанном режиме состоялся банковский форум на тему «Банковская система России: обеспечение доступности услуг и ресурсов в условиях возрастающих рисков» с трансляцией на сайте Недели российского бизнеса, и в YouTube. Около 300 человек зарегистрировались и приняли в Форуме.

Открывая Форум, Президент РСПП Александр Шохин дал оценку текущей ситуации в банковской сфере, отметив, в частности, что за первую половину этого года чистая прибыть российского банковского сектора составила почти 1 трлн. 200 млрд. рублей, подчеркнув, что это рекордный полугодовой показатель за последнее время. Высокая прибыльность банковского сектора объясняется стабилизацией процентных доходов, ростом комиссионных доходов банков на фоне оживления экономики и расформированием резервов. Переход российской экономики к восстановительному росту тесно связан с общим усилением спроса на заемные средства, поэтому в настоящее время наблюдается прирост объемов кредитования по всем видам банковских ссуд. Умеренными, хотя и неровными темпами характеризуется кредитование крупных предприятий. Благодаря различным формам господдержки обеспечивается высокий темп прироста кредитования МСП. Самым динамичным сегментом при этом остается ипотечно-жилищное кредитование. Сохраняет свою актуальность и расчистка баланса коммерческих банков от проблемных и просроченных кредитов, включающих в себя весомую часть реструктурированной ссудной задолженности, которая превысила 8 с лишним трлн. руб. В этих условиях, безусловно, можно говорить и о возрастающих рисках, и о необходимости выработки мер обеспечения экономики финансовыми ресурсами, в том числе в случае, если эти риски будут реализованы, чего, безусловно, не хотелось бы, тем не менее, к этому надо быть готовыми.

В связи с этим А.Н. Шохин предложил для обсуждения на Форуме несколько вопросов для обсуждения: доступность финансовых ресурсов для корпораций; доступность и эффективность инструментов размещения временно свободных финансовых ресурсов компаний; проектное и инфраструктурное финансирование; ответственное (ESG) финансирование; цифровые финансы и финансовые технологии.

Останавливаясь на отдельных моментах, обозначенных для обсуждения вопросов, Александр Шохин  обратил внимание, в частности, на то, что РСПП не первый год уделяется особое внимание тематике устойчивого развития ESG. В последнее время эта тематика вышла за рамки собственно РСПП и верификации нефинансовых отчетов компании и перешла на площадку, в том числе финансово-банковской сферы. Достаточно быстро после подписания РСПП на финансово-банковском форуме соглашения с Московской биржей по индексам устойчивого развития, в 2020 году появилось несколько биржевых ПИФов, основанных на наших индексах. И теперь принципы ESG, устойчивого развития, касаются уже как финансирования самих проектов в этой сфере, так и трансформации бизнеса в целом и финансирования этой социально ориентированной, направленной на устойчивое развитие трансформации российских компаний.

Также Президент РСПП проинформировал участников Форума о том, что в июне 2021 года Бюро Правления РСПП учредило Координационный совет по устойчивому развитию в целях координации работы в различных сферах реализации соответствующих принципов. В РСПП различные комитеты и комиссии занимаются данной тематикой (комитет по социальной ответственности компаний, комитет по климату, комитет по экологии, отраслевые комиссии).  Также он выразил надежду, что комиссии финансовой индустрии будут активны в данной тематике с точки зрения продвижения тематики финансирования по целям устойчивого развития и принципам ESG

Александр Шохин остановился на вопросах цифровых финансов и финансовых технологий, отметив, что цифровизация активно затрагивает банковскую деятельность, в ряде случаев банки являются лидерами в процессе цифровой трансформации не только профильных бизнесов, но и многих смежных отраслей. Встраивание финансовых технологий в сегменты финансового рынка, причем во все сегменты, меняет его архитектуру: вместо стандартных и достаточно узких моделей появляются гибридные, симбиотические новообразования, которые размывают и даже делают условными границы между этими стандартными моделями. Клиенты всё больше ориентируются на дистанционное обслуживание, причем по всему периметру финансово-банковских услуг и платежей. Благодаря открытым интерфейсам и технологиям маркетплейса, появляются возможности для более широкого и простого выбора банков и услуг (причем, речь идет не только о финансово-банковских услугах).

Отдельно А.Н. Шохин остановился на проблеме определения правового режима криптовалют, обратив внимание, что  криптовалюты в свое время были исключены из соответствующего законодательного регулирования, но сейчас происходит возврат к этой теме.  Характеризуя эту работу, Президент РСПП отметил, что в Госдуме на прошлой неделе была создана рабочая группа для определения правового режима оборота криптовалют, в РСПП этим активно занимается Подкомиссия по финансовым инновациям Комиссии по банкам и банковской деятельности, на заседании которой совсем недавно собралось более 70 экспертов. Инвестиции граждан в криптовалюты сейчас растут, следовательно, проблема регулирования становится достаточно острой. Нужно обеспечить соответствующие налоговые поступления в бюджет. При этом А.Н. Шохин подчеркнул, что «безусловно, важно, чтобы сделки с криптовалютами осуществляли только квалифицированные инвесторы, поскольку это достаточно сложный инструмент, учитывая их высокую волатильность».

Говоря о повышении доступности банковских услуг и ресурсов для корпораций и компаний, Президент РСПП отметил важность проведения в РСПП, по возможности, совместно с Банком России, «системной работы по выявлению, классификации, мониторингу возникающих на практике барьеров и, возможно, даже о подготовке соответствующих «Белых книг»».

Также в своем вступительном слове А.Н. Шохин остановился на вопросах повышения эффективности международных расчетов и развитии создаваемой в настоящее время Банком России платформы «Знай своего клиента».

Передавая слово модератору Сухову Михаилу  (генеральному директору АКРА), Александр Шохин поблагодарил за поддержку в организации Форума представителей: Группы компаний «КОЛДИ», АО «Банк ДОМ.РФ», АО ЮниКредит Банку, ПАО «РОСБАНК», АКРА, Национального рейтингового агентства.

В своем вступительном слове Михаил Сухов согласился с оценками данными Президентом РСПП и в дополнение к ним отметил, что «текущий год продолжает удивлять». Самые смелые прогнозы в начале года говорили о том, что банковский сектор сможет заработать триллион рублей, будут потери, вызванные 2020 годом, прогнозы росли от месяца к месяцу: в середине года – 2 триллиона рублей, а сейчас прогноз АКРА - порядка 2,5 триллионов рублей.

В прошлом году была первая финансовая турбулентность, при которой не было потеряно ни одного банка. То есть, не нужно было выделять деньги, прежде всего, из бюджета, на спасение банков. Вкладчики почувствовали, что нет проблем с основным финансовым инструментом взаимодействия с финансовой системой, с депозитом и, соответственно, не произошел их отток и соответственно, удалось избежать проблем, которые были характерны для 2008, 2014 годов (проблем с выдачей новых кредитов, с занятостью, с хозяйственными связями предприятий). Нормально работающие банки обладают финансовым ресурсом для того, чтобы даже в сложных условиях помогать развитию экономики.

Михаил Сухов также обратил внимание, что даже в сравнении с другими источниками финансирования, в сравнении с долговыми инструментами на финансовых рынках, банковские инструменты развиваются гораздо более динамично. По его оценкам «за полтора года с начала 2020 года кредитный портфель вырос на 7 трлн. руб., на 21%, в то время как обращаемые на рынке долговые обязательства предприятий и организаций выросли на 16%».

Далее Михаил Сухов передал слово представителям Федерального Собрания Российской Федерации.

Заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев, соглашаясь с оценками ситуации и приоритетов предыдущих спикеров, отметил, что «банковская система очень уверенно встретила «коронакризис», который мы наблюдаем последние почти два года и это, безусловно, большая заслуга в первую очередь финансовых властей и регулятора, который проводил системную сложную работу по укреплению финансовой системы, по очистке банковской системы от недобросовестных игроков».

Характеризуя также заслуги законодателей в этом, Николай Журавлев отметил в части  финансового законодательства и пакета антикризисных мер следующее:

    банковские кредитные каникулы; упрощенную процедуру банкротства физических лиц, цифровизацию финансового сектора и внедрение электронных сервисов («это действительно большой блок законов, которые очень сильно укрепили финансовый суверенитет нашей страны»);
    модернизацию законодательства о розничном, потребительском и ипотечном кредитовании (это законодательство, с одной стороны, очень сильно упростило и сделало доступным потребительское и ипотечное кредитование, с другой, - существенно защитило граждан от каких-то недобросовестных практик, от излишней закредитованности);
    большой блок законов, связанных с защитой неквалифицированных инвесторов;
    большая работа по противодействию мошенничеству на финансовых рынках (в первую очередь это закон о блокировке всяких мошеннических сайтов типа сайтов финансовых пирамид, «серых кредиторов») и так далее.

Говоря о предстоящей законотворческой работе в финансовой сфере, Николай Журавлев обратил внимание на работу по реализации дорожной карты Правительством и ЦБ по развитию финансовых рынков, в рамках которой необходимо будет принять около 30 законов.

Отдельно Николай Журавлев остановился на проблеме регуляторного арбитража, отметив, что «к сожалению, у нас всё еще на финансовых рынках очень много этого явления мы наблюдаем, в части, например, накопительного страхования жизни и продуктов негосударственных пенсионных фондов, арбитража между микрофинансовыми компаниями и банками». Также по его мнению необходимо урегулировать вопросы, связанные с рассрочками, которые предоставляют торговые предприятия, у которых не возникает необходимости расчета полной стоимости кредитов, показателя долговой нагрузки гражданина, «что, безусловно, совершенно правильно присутствует при банковском финансировании». Это будет урегулировано в подготовленном законопроекте о надзоре за некредитными финансовыми холдингами.

Компании электронной торговли очень активно выходят на рынок финансовых услуг, тоже не попадая под регулирование мегарегулятора, и здесь также как и в части экосистем по мнению Николая Журавлева необходимо серьезно работать в плане законодательства.

Отдельно докладчик остановился на законодательстве о потребительском кредитовании, которое предстоит продолжить ужесточать:

    уточнить методику расчета полной стоимости кредита,
    законодательно ограничить сроки потребительских кредитов,
    подумать об усилении периода охлаждения и по сроку, и по форме предоставления,
    внести изменения в законодательство по рекламе в части рекламы потребительских кредитов с целью использования в рекламе полной стоимости кредита.

Также в своем выступлении Николай Журавлев коснулся ряда других законов, таких как закон о кредитных рейтингах, законопроект о платформе «Знай своего клиента».

Отвечая на вопрос модератора о законодательной инициативе про борьбу с плавающими платежами по процентам, Николай Журавлев отметил, что данный законопроект принят в первом чтении, и «действительно, почему обычный гражданин должен получать кредит по плавающей ставке? От его решения не зависит процентная ситуация на финансовых рынках, он никак не может ее регулировать, у нас нет плавающих зарплат и это по большому счету то же самое, что валютные кредиты. Мы ограничили и запретили выдачу валютных кредитов для простых граждан, и это абсолютно правильно. Причем сделать это надо не только по ипотечным кредитам, как изначально планировалось, но и по всем видам потребительских кредитов, не связанных с предпринимательской деятельностью. Такая же судьба должна постичь и плавающие ставки. Конечно, есть богатые люди, есть квалифицированные инвесторы, для которых абсолютно любые инструменты, в том числе по плавающим ставкам, должны быть разрешены. Если ты несешь предпринимательский риск или ты квалифицированный инвестор, пожалуйста, ты можешь иметь любой кредитный продукт, в том числе и по плавающим ставкам. Для остальных это должно быть запрещено».

Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков, продолжая характеристику приоритетных направлений развития законодательства, остановился на вопросе определения правового режима криптовалют, отметив, что сейчас, действительно создается соответствующая рабочая группа в Государственной Думе и ее руководитель Гордеев Алексей определили базовым Комитет по финансовым рынкам, который будет собирать предложения и готовить документы для того, чтобы в ходе заседаний рабочей группы были найдены варианты законодательного решения тех или иных проблем, связанных с обращением криптовалют. При обосновании создания этой рабочей группы упоминалась цифра 2 млрд. долл. операций на данном рынке, с которых «никакие налоги сейчас не платятся».

Дополнительно он отметил, что комитет сейчас активно работает с ЦБ над тем, чтобы «несколько подкорректировать и закон о ЦФА», поскольку в ходе подготовки к запуску соответствующих систем появились некоторые предложения, которые необходимо будет реализовать в принятом в прошлом году законе.

Кроме того, Анатолий Аксаков затронул следующие вопросы:

    Законопроект о цифровом архиве, который был принят в первом чтении, и по которому идет подготовка ко второму. Данная работа идет не очень просто, поскольку есть вопросы, которые не устраивают банки, например, законопроект предусматривает, что без согласия клиентов осуществлять перевод бумажных документов в цифровые могут специально лицензированные организации, но банкам запрещено передавать банковскую тайну этим третьим лицам, в том числе и лицензированным организациям и, соответственно, вряд ли они смогут воспользоваться при сохранении такой редакции такой возможностью конвертации документов. А если сами банки будут переводить, (это предусмотрено сейчас законопроектом), то они должны получать согласие клиентов, причем с усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью. Таким образом, при сохранении такого подхода план, который был у банков по массовой замене хранящихся бумажных документов на электронные, фактически не будет реализован. «В лучшем случае, по оценкам экспертов, до 30% документов может быть переведено» - добавил Анатолий Аксаков.
    Платформа «Знай своего клиента», создаваемая Банком России. Спикер положительно оценил принятие соответствующего закона, поскольку «многие жалобы, которые поступают, от бизнеса в том числе, например, по блокировке счетов, по непереводу денег вовремя, будут сняты в связи с принятием этого закона и с облегчением работы банков соответствующей базой информации, которую подготовит ЦБ».
    Законопроект, вносящий изменения в закон о маркетплейсе, об электронных платформах.  Он принят в первом чтении. Сейчас законодательство позволяет проводить соответствующие операции только физическим лицам, предполагается расширение состава субъектов, дается возможность малым предприятиям и предпринимателям использовать соответствующие платформы для получения соответствующих финансовых услуг.
    Законопроект о количественных ограничениях. Сейчас идут существенные дискуссии по нему. С учетом замечаний банковского сообщества законопроект  был несколько подкорректирован, и теперь он позволяет более гибко устанавливать соответствующие количественные ограничения. «Этот закон в конечном итоге должен стимулировать банки диверсифицировать свои активы, поскольку количественные ограничения будут касаться необеспеченных, самых рисковых кредитов, и очевидно, что банки просто будут выталкиваться в то, чтобы кредитовать больше по ипотеке, автокредитам и правам требований дольщиков, то есть в обеспеченную сферу либо в кредитование малого, среднего бизнеса» - отметил Анатолий Аксаков.  
    Совместно с ЦБ подготовлен законопроект, который будет позволять страховать в системе страхования вкладов в том числе средства средних предприятий, а не только малых предприятий и предпринимателей, что сейчас есть в законе. Сейчас идет его доработка на уровне Банка России.
    Законопроект о конвертации займов (законопроект о стартапах). По этому законопроекту займы инвесторов (тех же банков) могут конвертироваться в доли той или иной компании. То есть если хорошо идет проект и бизнес начал быстро капитализироваться, инвесторы могут становиться участниками капитала, собственниками соответствующего бизнеса. По мнению Анатолия Аксакова «это позволит простимулировать многие инвестиции в стартапы, имеющие большую перспективу».

Директор Департамента обеспечения банковского надзора Банка России Александр Данилов, характеризуя ситуацию в банковской сфере, отметил, что по цифрам за 9 месяцев в целом динамика очень хорошая и «вообще о кризисе напоминает мало что, только, может быть, большой объем накопленных реструктурированных кредитов (там больше 8 трлн. руб. суммарно». Банк России снизил прогнозы по объему кредитов, которые могут стать проблемными. На хорошие показатели банковского сектора и снижение рисков реструктурированных кредитов влияет макроэкономическая ситуация.

Очень хорошо растут объемы кредитования, рост корпоративных кредитов за 9 месяцев 9%, по году ориентировочно будет в районе 12%. Для сравнения в прошлом году, когда компании очень сильно нуждались в кредитных ресурсах, по году рост был около 10%, а в 2019 году - 6%.

Значительный вклад в рост кредитования вносят строители, застройщики в связи с переходом на новую систему финансирования строительства жилья, когда банки, по сути, принимают риски на себя, а, покупатели, уже не несут эти риски.

Что касается ипотеки, то здесь тоже рост очень существенный: за 9 месяцев можно констатировать цифру 21%.  Сейчас наблюдается некоторое небольшое замедление, но не очень серьезное, которого опасались в связи с изменением льготной программы, по году, видимо, будет в районе 25 – 27%. То есть будет рекорд, сравнивая с предыдущими годами.

В потребительских кредитах за 9 месяцев рост 16%, это много и в последние месяцы вызывает очень много беспокойства, что ежемесячный рост был в районе 2%, то есть годовой, если так анализировать, может быть больше 20%. Сам по себе рост не страшен, если бы он сопровождался сопоставимым ростом доходов населения в номинальном выражении и был бы приток новых заемщиков. Сейчас увеличивается долговая нагрузка существующих заемщиков, то есть происходит накопление социальных рисков и кредитных рисков для банков. Поэтому Банк России принимает активные меры для того, чтобы снизить эти темпы роста, охладить этот рынок.

В целом по системе очень хороший приток фондирования, компании получают сейчас дополнительную выручку и бюджет у нас профицитный. Как отметил Александр Данилов, в последнее время некоторое беспокойство вызывало то, что люди «стали больше засматриваться на акции, на фондовый рынок, но последние несколько месяцев мы видим, что люди размещают средства вновь на депозиты: ставки подросли – интерес к депозитам, к накоплениям начинает потихонечку возвращаться, это хорошо».

Завершая свой анализ состояния банковского сектора, Александр Данилов отметил, что за 9 месяцев прибыль банков составила 1,9 трлн. руб., то есть по году прибыль будет рекордная, порядка 2,5 трлн. руб.  Это хорошо, поскольку прибыль - это основной источник роста капитала для банковского сектора, а благодаря росту капитала банки могут кредитовать, могут покрывать убытки в случае стресса. По мере того, как банки растут, очевидно, должна расти и прибыль пропорционально росту их бизнеса.

Отвечая на вопрос Михаила Сухова о применении Банком России контрциклической надбавки, Александр Данилов отметил, что в настоящее время «широким фронтом» применять надбавку в значении, отличном от нулевого, пока не видится необходимости. Банк России предпочитает здесь действовать более таргетированно.

Комментируя концепцию регулирования экосистем, докладчик отметил, что в России, в отличие от ряда других стран, банкам не запрещено вкладывать в небанковские активы. В ряде стран на это просто есть прямой запрет, поэтому для них вопрос развития экосистем банками даже на повестке не стоит.  Банк России хочет, чтобы банки предоставляли инновационные продукты своим клиентам, но при этом всё-таки не было большого накопления рисков на балансах, чтобы не было угрозы для кредиторов и вкладчиков. Когда такие инвестиции находятся на балансе банков в повышенной концентрации, чтобы они свыше определенного лимита покрывались деньгами акционеров и собственников. Это по сути акционерные риски. Соответственно, выделяется категория так называемых иммобилизованных активов, которые предполагается ограничивать на балансе банков. Сейчас таких активов на балансах уже больше 2 триллионов. Если по таким активам будет обесценение, то это ударит по достаточности капитала банков, скажется негативно на их возможности по кредитованию экономики.

Говоря о планах введения регулирования экосистем, Александр Данилов отметил, что в ближайшее время будет публиковать отчет, где подробно будет разобраны все ключевые предложения, комментарии, критика со стороны банковского сообщества. До конца года Банк России планирует сделать обследование, где рассчитает уже достаточно точно, как будет оказывать влияние предполагаемое регулирование с тем, чтобы откалибровать отдельные параметры, а в 2022 году будет проходить нормотворческая работа по имплементации наработок в регулирование. В любом случае, ЦБ  предполагает, что это регулирование будет разворачиваться постепенно, то есть оно будет вводиться таким образом, чтобы у банков было достаточно возможностей адаптироваться, такой период может достигать пяти лет.

Директор Департамента финансовых технологий Банка России Кирилл Пронин отметил, что «цифровизация пронизывает буквально все сферы нашей жизни: и финансовый рынок, и реальный сектор». Также он остановился на регулировании экосистем, на их рисках, которые по его мнению, прежде всего, связаны с вопросами информационной безопасности, обработки данных, с дискриминационным доступом к большим данным и данным о конкретных клиентах.

Кроме того, Кирилл Пронин рассказал о находящихся в настоящее время в повестке ключевых проектах в данной сфере:

    Единая биометрическая система.  Была запущена Банком России совместно с Минцифры. Как отметил спикер это «важный знаковый проект, который позволяет проводить удаленную идентификацию, аутентификацию клиентов — участников рынка». Также он подчеркнул, что нужно приложить ряд усилий для того, чтобы эта система заработала «в полный рост. В 2022 году должны вступить в силу изменения, которые обязуют кредитные организации встраивать в свои веб и мобильные интерфейсы доступ в биометрические системы для того, чтобы осуществлять предоставление финансовых услуг удаленно с использованием биометрии.
    Проект, связанный с развитием цифрового профиля, который был реализован в отношении, прежде всего, сведений физических лиц. Сегодня с согласия граждан участники финансового рынка при оказании своих услуг имеют возможность получать данные о клиентах из различного рода государственных информационных систем через инфраструктуру цифрового профиля. По данным Банка России с момента запуска цифрового профиля уже свыше 7 миллионов раз клиенты воспользовались этой возможностью.
    Регулирование цифровых финансовых активов. Кирилл Пронин высказал сожаление, что в настоящее время, не наблюдается «ярко выраженной динамики появления в обращении цифровых финансов активов», а также отметил, что есть в том числе и сдерживающие факторы в части регулирования, есть и технологические аспекты. Также он обратил внимание, что в настоящее время Банк России работает над изменениями в регулировании цифровых финансовых активов, в том числе с тем, чтобы учесть специфику ЦФА при налогообложении соответствующих операций.
    Цифровой рубль также был обозначен спикером в качестве знакового, важного проекта. Как подчеркнул Кирилл Пронин, цифровой рубль станет таким же законным средством платежа, как и традиционные формы отечественной валюты, он совместит в себе преимущества как безналичной, так и наличной формы денег. Платформа цифрового рубля в дальнейшем создаст условия для безопасных и надежных расчетов. Также он рассказал о мероприятиях, проводимых Банком России в настоящее время по разработке платформы цифрового рубля: Банк сформировал пилотную группу из 12 кредитных организаций, в 2022 году планируется приступить к тестированию прототипа платформы. Создание цифровой формы валюты в рамках концепции цифрового рубля позволит клиентам получать доступ к этой платформе через любую организацию, то есть не будет зависимости от какого-то одного провайдера. Это по мнению докладчика будет способствовать развитию конкуренции. Также он подчеркнул, что комиссии от совершения операций с цифровым рублем будут ниже, чем существующие комиссии за безналичные переводы участников рынка и точно не будет выше, чем комиссии в рамках операций в системе быстрых платежей.
    Проекты в сфере обеспечения недискриминационного доступа к данным о конкретных клиентах, к большим данным. Представляется важным создать необходимые инфраструктурные и регуляторные условия для обеспечения доступа участников рынка к таким данным. Открытые программные интерфейсы (Open API) должны стать одним из таких связующих элементов цифровой инфраструктуры. Банк России в настоящий момент разрабатывает концепцию в данной сфере и надеется, что до конца года она будет опубликована и представлена участникам рынка.

Вопросы цифровизации также были основной темой выступления партнера налогового и юридического консультирования, руководителя Группы структурирования и налоговых решений в финансовом секторе КПМГ в СНГ Михаила Клементьева, который, в частности, подчеркнул, что вопросы цифровых финансовых активов и цифровизации, «сейчас представляют собой одну из наиболее важных и животрепещущих тем в финансовом мире и, естественно, банки, на наш взгляд, не могут остаться в стороне». Принятие российского законодательства чуть более года назад в части регулирования цифровых финансовых активов явилось крайне важной вехой для развития этого рынка. Пока взрывного роста этого рынка в России не произошло. Однако многие потенциальные инвесторы, и организации, которые могут рассматривать обращение токенов в Российской Федерации, и организаторы рынка, потенциальные операторы информационных систем, операторы обмена, сейчас находятся на предфинальной стадии запуска отдельных проектов. И поэтому по мнению Михаила Клементьева с разумно-оптимистической точки зрения можно ожидать, что рынок цифровых финансовых активов в Российской Федерации будет далее развиваться. «Мы видим интерес со стороны розничных инвесторов к вложениям в ЦФА помимо традиционных объектов вложения: акции, облигации, необращающиеся бумаги, векселя и т.д.» - отметил он. Кроме того, он обратил внимание, что есть интерес по смежным темам таких инструментов, как ETC (Exchange Trade Commodities). ETC, ETF – это финансовые инструменты, привязанные непосредственно к товарной продукции и в этом заключается их преимущество для потенциальных инвесторов.

Вице-президент РСПП, председатель Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Александр Мурычев отметил, что в последние годы в своей работе РСПП стал в финансовой сфере больше опираться на оценки самих компаний. Проводимые опросы формируют точное представление о текущем состоянии сектора. Опора на них позволяет делать диалог с регуляторами более конструктивным. Предложения бизнес-сообщества, транслируемые РСПП, во множестве получают дальнейшую проработку и развитие во многих рабочих группах и в Центральном банке, и в Правительстве Российской Федерации.

С целью выработки консолидированной позиции бизнес-сообщества по приоритетным для бизнеса направлениям развития механизмов и инструментов привлечения и размещения финансовых ресурсов с учетом региональной специфики в октябре 2021 года был проведен опрос, в котором приняло участие более 110 компаний при этом доля крупных предприятий с активами более 10 млрд. рублей составила более 56%,  с активами менее 10 млрд. и более 500 млн. рублей  27%. Таким образом, представленное по итогам опроса мнение  представляет преимущественно оценку крупного и среднего бизнеса из нефинансовой сферы, доля финансовых организаций составила 20%.

Согласно данным опроса 39% компаний указали, что испытывают существенные трудности в привлечении финансирования, 32% не испытывают существенных трудностей, а 29% компаний не испытывают потребности в финансировании. Наиболее востребованным инструментом привлечения финансирования остаются банковские кредиты, при этом по результатам опроса повысить доступность банковского кредитования хотят 51% респондентов, в этой связи необходимо продолжать целенаправленную работу по выявлению возможностей по усилению доверия к другим инструментам финансирования. Недостаток финансирования отмечается во всех регионах РФ, помимо традиционных  Центрального и Северо-западного федерального округов, сильно выделяются Южный, Приволжский и Сибирский федеральные округа в них более 50 % компаний испытывают трудности с финансированием.

Александр Мурычев отметил, что отказы в предоставлении долгового финансирования российским компаниям связаны, прежде всего, с высокой долговой нагрузкой самих компаний (27 %), с завышенными и чрезмерными требованиями к заемщику со стороны инвесторов  (25 %), с плохим качеством залогового обеспечения или его отсутствием (12%). В свою очередь сами компании связывают свою неготовность привлекать долговое финансирование с высокими процентными ставками (30%).

Вице-президент РСПП подчеркнул, что по результатам опроса многие российские компании (52%) готовы привлекать долгосрочные ресурсы для модернизации производства, что является хорошим показателем. При этом экономике РФ по-прежнему  не хватает длинных ресурсов на срок от 3-х до 10 лет, такую потребность высказало большинство опрошенных компаний (74%).

Отдельно Александр Мурычев остановился на вопросах финансирования экономики регионов, региональных проектов, отметив, что РСПП получает сигналы о проблемах с фондированием длинными деньгами региональных банков, судьба которых неизвестна ни государству, ни регулятору, ни компаниям, которые работают в регионах. По его мнению, необходимо дальнейшее широкое обсуждение алгоритмов доведения финансовых ресурсов до проектов в регионах с участием региональных банков. «РСПП будет предлагать в 2022 году проведение мероприятий непосредственно в регионах Российской Федерации, будем договариваться с губернаторами регионов, чтобы эта тема - о роли и месте региональных финансов и банков, более отчетливо звучала в том числе в РСПП, и мы имели большее понимание и представление о том, что нужно сделать для поддержки значимых проектов на этом уровне» - подчеркнул Александр Мурычев.

Также вице-президент РСПП остановился не тематике ответственного (ESG) финансирования, которому было уделено определенное внимание в опросе.  Тематика ESG финансирования воспринимается компаниями как инструмент повышения доступности финансирования - 56% респондентов считает,  что соблюдение  принципов по целям устойчивого развития (ЦУР) и ESG, могут способствовать повышению доступности финансирования для компаний. При этом планирует или уже осуществляет проекты в сфере ЦУР и ESG  - 27 % компаний, 43 % изучает данный вопрос, остальные не планируют.

Александр Мурычев обратил внимание на выявленный в ходе опроса определенный недостаток в квалифицированных кадрах в данной сфере. В связи с чем, он отметил, что РСПП намерены здесь активизировать свою роль и предложить систему подготовки специалистов, усовершенствовать образовательные программы, больше работать с университетской общественностью.

В заключении Александр Мурычев отметил тот факт, что по мнению большинства опрошенных (51%), необходимо налаживать информационные и коммуникативные каналы для повышения эффективности привлечения финансирования российскими компаниями, конечно при условии их достаточности, и РСПП ведет активную работу в данном направлении, в т.ч. используя собственные информационные системы  по изучению доступности или недоступности финансовых ресурсов в регионах и их причинах.

«Необходимо больше погрузиться в проблематику финансирования региональных объектов, банков, институтов для того, чтобы оживить оборот финансов на уровне федерации», - подытожил Александр Мурычев.

РСПП