21.02.2022
На площадке РСПП прошло публичное обсуждение федерального проекта «Передовые инженерные школы»
Руководители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), крупных российских компаний и образовательных учреждений обсудили реализацию федерального проекта «Передовые инженерные школы»

Совещание прошло в дистанционном режиме на площадке РСПП и дало фактический старт проекту, который призван обеспечить отечественную экономику высококвалифицированными инженерными кадрами.

В мероприятии приняли участие министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, президент РСПП Александр Шохин, научный руководитель программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» Андрей Волков, а также представители более 60 отечественных высокотехнологичных компаний-членов РСПП и ректоры ряда российских вузов.

На встрече Валерий Фальков отметил, что в рамках проекта на базе высших учебных заведений будут созданы 30 инженерных школ, которые призваны подготовить специалистов с компетенциями мирового уровня. На три года для реализации программы будет выделено более 35 миллиардов рублей бюджетных средств. По словам министра, в выборе учебных заведений будут активно участвовать представители бизнеса.

«На всех стадиях от обсуждения до отбора и последующего глубокого мониторинга мы будем работать вместе с вами. Считаем, что опыт, который мы получим на примере этих 30 инженерных школ, будет масштабирован на все инженерное образование в целом», – заявил Валерий Фальков.

Он также обозначил основные критерии отбора учебных заведений. «Мы понимаем, что в первую очередь будем оценивать не столько учебные планы, сколько лидера и его команду. Каждая такая школа создается не сама по себе как новый факультет или институт, а только – обязательно – в партнерстве с компаниями или предпринимателями, готовыми так же, как и государство, инвестировать в эту школу», – сказал Валерий Фальков.

Министр отметил, что к работе со студентами планируется привлекать инженеров-практиков с производства. Он также сообщил, что оператором проекта будет Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.

В свою очередь, научный руководитель программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» Андрей Волков обозначил основные критерии, значимые при выборе и для последующей работы инженерных школ. По его словам, крайне важна способность школы привлекать ведущие знания, ведущих специалистов, практиков к преподаванию.

«Мы сами понимаем, что практик, тем более занимающий ответственную должность, не сможет тратить столько времени на преподавание. Следовательно, должны быть разработаны гибкие механизмы, чтобы привлечь эту экспертизу в образовательный процесс», – сказал Андрей Волков.

Он также подчеркнул, что важным фактором является отбор студентов для обучения в школах – отбор должен проводиться не только по ЕГЭ, но и с учетом портфолио кандидата. Еще два значимых показателя, по его словам, – структура обучения и методический арсенал профессиональной подготовки, которые должны быть компонентом программы развития заведения, а также последующее трудоустройство студентов – в какие компании и на какие рабочие места они претендуют.

В рамках публичного обсуждения проекта председатель Совета директоров Трубной Металлургической Компании (ТМК), сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП Дмитрий Пумпянский обозначил заинтересованность бизнеса в создании передовых инженерных школ.

«Отечественные компании испытывают острую потребность в передовых инженерных кадрах. Успешная реализация этого проекта позволит обеспечить такими сотрудниками целый ряд перспективных, стратегически важных для нашей страны проектов в самых разных отраслях», – сказал он.

При этом Дмитрий Пумпянский озвучил ряд предложений, которые будут содействовать участию компаний из реального сектора экономики в этой инициативе. В первую очередь, при создании инженерных школ необходимо предусмотреть такую организационно-правовую форму, которая позволила бы им организовывать совместные предприятия и товарищества с бизнесом, а также решить вопросы интеллектуальной собственности на созданные решения.

По его словам, необходимо также предусмотреть, чтобы у каждой из школ могло быть более одного бизнес-партнера для привлечения необходимых инвестиций в ее развитие. Кроме того, Дмитрий Пумпянский заявил, что бизнес готов оказать содействие Министерству науки и высшего образования РФ в формировании предложений для Правительства РФ по вопросу о налоговых вычетах для компаний, которые будут инвестировать в развитие инженерных школ.

«Мы готовы совместно с министерством подготовить предложения по инвестиционным налоговым вычетам для представителей российского бизнеса, которые будут участвовать в проекте создания инженерных школ. Это было бы сильнейшим стимулом для бизнеса и могло бы дать серьезный положительный результат», – сказал Дмитрий Пумпянский.

Данные предложения встретили положительный отклик на совещании и будут рассмотрены в процессе работы над проектом. В ходе встречи также было принято решение о том, что Дмитрий Пумпянский будет координировать взаимодействие бизнеса и Минобрнауки России по реализации проекта со стороны РСПП.

Создание передовых инженерных школ вошло в число 42-х стратегических инициатив Правительства РФ, направленных на повышение качества жизни граждан. Цель проекта – подготовить квалифицированные кадры для высокопроизводительного, экспортно-ориентированного сектора экономики страны. К 2030 году на базе вузов должны быть созданы 30 школ в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. Кроме того, к концу 2030 года до 10 тыс. преподавателей и сотрудников передовых инженерных школ пройдут профессиональную переподготовку.

РСПП