Участники дискуссии обсудили потенциальные площадки для локализации российского производства в дружественных странах, какие особенности и риски существуют при ведении бизнеса на их территории, какие механизмы государственной поддержки экспортеров необходимы, какие возможности открываются для российских производителей в новых условиях и другие актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности.
В обсуждении приняли участие директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга России Роман Чекушов, заместитель председателя – член правления государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Даниил Алгульян, торговый представитель РФ в Турецкой Республике Айдар Гашигуллин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, эксперты, представители кластеров и компаний-членов РСПП.
Также в дискуссии выступила Мария Глухова, исполнительный вице-президент – управляющий директор управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП. Она отметила, что уже есть успешные кейсы работы российских компаний в зарубежных промкластерах и ОЭЗ, фиксируется интерес к данному формату со стороны ряда компаний, которые относятся и к традиционным секторам, и к высокотехнологичным.
При этом преимуществ работы в зарубежным промкластерах достаточно много. Есть возможность позиционировать себя как компания из другой юрисдикции для внешних контрагентов, что позволяет успешно выходить на новые рынки и не уходить со «старых». Во многих промкластерах и ОЭЗ предусмотрены меры поддержки для резидентов, включая налоговые и таможенные льготы. Есть возможность минимизировать транспортно-логистические риски, получить доступ к не поставляемому в Россию оборудованию и комплектующим. Со стороны РФ также реализуются меры поддержки организации производств за рубежом (хотя не все компании считают их эффективными).
С другой стороны, многие компании-члены РСПП озвучивают сейчас достаточно осторожные оценки в отношении перспектив реализации проектов в промышленных кластерах за рубежом. Причин этому несколько:
-
не самый позитивный опыт отдельных компаний в данной сфере;
не всегда комфортные и понятные требования к резидентам ОЭЗ и промкластеров,
ряд ограничений, в том числе с российской стороны.
Соответственно, необходимо:
-
донастроить российские меры поддержки локализации производств в зарубежных промкластерах и ОЭЗ,
систематизировать информацию в электронном виде о возможных площадках организации производства за рубежом (включая информацию о мерах поддержки, требованиях к резидентам, специфике ведения деятельности и т.д.),
исключить дружественные и потенциально интересные для локализации производств юрисдикции из различных офшорных списков (включая ограничивающих доступ к мерам поддержки и госзакупкам в РФ для компаний из таких стран). РСПП