25.10.2022
РСПП: государственная гарантия должна стать эффективным инвестиционным механизмом в России

Российский союз промышленников и предпринимателей в связи с внесением в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (законопроекта № 206487-8) направил свою позицию по законопроекту председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину и в Государственную Думу

В заключении РСПП отмечается, что текущий ландшафт экономической деятельности в очень серьезной мере формируется тем обстоятельством, что резиденты Российской Федерации не имеют доступа к внешним источникам инвестиций. Из этого следует, что для поступательного развития экономики России в условиях непрекращающегося санкционного давления, необходима активизация инвестиционного процесса за счет внутренних резервов. В качестве важнейшего направления развития такого рода, следует рассматривать государственные гарантии, которые позволяют распределить кредитный риск между кредитными организациями и публично-правовыми образованиями. В этом случае, кредитование становится посильным для большинства предпринимателей, для банков улучшается качество кредитного портфеля и его объем, а государство снижает свой риск в процессе гарантирования посредством создания новых субъектов налогообложения, приобретения рабочих мест и объектов социально-экономической инфраструктуры.

В РСПП считают, что проблема правоприменения ст. 115 Бюджетного кодекса РФ состояла в том, что указанной экономической функции институт государственных гарантий не выполнял в полной мере, поскольку государственные гарантии в соответствии с п. 11 ст. 115 Бюджетного кодекса являлись отзывными. Несмотря на то, что качество отзывности государственных гарантий является не безусловным, тем не менее, на практике не удалось сложить жесткой правовой конструкции, которая отвечала бы требованиям оборота и минимизировала риски его участников.

Кроме того, отзывность действующих гарантий привела к увеличению нагрузки на капитал банков и фактически исключила такой вид гарантийного обеспечения из хозяйственного оборота.

Предлагаемые изменения в Бюджетный кодекс РФ устраняют данный недостаток и позволят сделать государственную гарантию эффективным инвестиционным механизмом, поддерживающим и развивающим инвестиционный процесс. В случае принятия данного законопроекта, необходимо будет развернуть дальнейшую работу по улучшению института государственной гарантии посредством приближения ее правовых характеристик к институту независимой гарантии, поскольку такая правовая форма доказала свою универсальность и жизнеспособность, естественно с теми особенностями, которые имеют место в связи с публичным статусом гаранта.

Учитывая изложенное, в РСПП поддерживают концепцию предложенного законопроекта и считают необходимым его принятие в первом чтении.

РСПП