Главными ограничениями деятельности в этот период компании назвали ухудшение условий поставки сырья и комплектующих (доля ответа 32,1%); проблемы с доставкой закупаемого сырья, оборудования, комплектующих и т.д. и ухудшение условий транспортировки продукции, в том числе удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов и т.д. (29,8%); снижение спроса на продукцию (25%).
В то же время за прошедшие три месяца немного выросла острота проблем из-за неплатежей со стороны контрагентов – если по завершению II квартала 2022 года только 17,2% респондентов указали этот вариант, то в ноябре их доля выросла до 23,8%.
Пятая часть опрошенных столкнулась с невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта. То же число компаний считают, что резкий рост цен на зарубежную продукцию, пересмотр цен контрактов по-прежнему оказывают резко негативное влияние на их деятельность.
Чуть меньше – 17,9% участников опроса – отметили в качестве основных ограничений недостаток оборотных средств, резкий рост на отечественную продукцию, влияние санкций со стороны западных и других стран. Причём санкционная политика стала затрагивать деятельность чуть большего числа компаний, чем это было по итогам II квартала 2022 года, – доля варианта прибавила 4,6 п.п.
Около 15% компаний пожаловались, что им пришлось сократить инвестиционные программы или перенести их на более поздний срок, и это оказывает негативное влияние на работу. В прошлый отчётный период об этом заявили только 5,5% респондентов.
Валютную нестабильность как главное ограничение деятельности указали 14,3% организаций. Значимость этой проблемы продолжает снижаться – напомним, по итогам II квартала валютную нестабильность определили в качестве ключевой проблемы для бизнеса пятая часть опрошенных.
Десятая часть организаций сталкивалась и во II, и в III кварталах с невозможностью провести платежи с зарубежными контрагентами. Чуть меньшее число компаний – 8,3% – в оба периода были вынуждены сократить объёмы производства.
Для такой же доли организаций проблемой стал отказ партнёров от реализации совместных проектов (доля прибавила 3,6 п.п.).
Новым для компаний ограничением деятельности стала частичная мобилизация, введённая Президентом РФ в октябре; она оказала негативное влияние на работу 8,3% организаций.
Недоступность заёмных финансовых ресурсов; задержки платежей в банках; рост фискальной и административной нагрузки при сборах платежей, рост расходов компаний из-за эпидемиологических требований против распространения Covid-19; падение капитализации компании затронули менее 4% опрошенных предприятий.
7,1% респондентов сообщили, что их компании не сталкивались с какими-либо проблемами в отчётный период.
По традиции основной мерой по повышению эффективности деятельности компании считают сокращение расходов. Правда, за прошедший квартал значимость этого варианта снизилась – респонденты стали отмечать его реже: доля упала на 8,2 п.п. с 73,2% до 65%.
Треть участников опроса указала, что на их предприятиях запланирована реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. В этом случае ничего не изменилось.
В то же время выросла доля компаний, которые вынуждены заняться пересмотром существующего списка поставщиков, осуществить поиск необходимой продукции на других рынках, – с 28,5% до 37,5%.
Более четверти компаний собираются заняться разработкой программ по замещению импортной продукции в рамках собственных инвестиционных проектов. По итогам опроса за II квартал, их доля составляла 22,8%. В целом, можно сказать, что приоритет этой меры не изменился, статистически различие не значимо.
25% предприятий ставят перед собой цель начать или продолжить реализацию проектов по внедрению цифровых технологий в производство или оказание услуг.
Сохранить или увеличить объёмы инвестиционных вложений намерены 22,5% компаний (о возможном будущем сокращении объёмов инвестиционных программ сообщили 8,8% опрошенных, доля выросла в два раза).
Пятая часть организаций планирует интенсифицировать производство в ближайшей перспективе.
Повысить цены на продукцию или услуги хотят 16,3% компаний. В то же время ни один из респондентов не указал, что в планах его компании снижение цен. В прошлый отчётный период эту меру указали 5,7% участников.
Начать требовать аванс со стороны покупателей собираются 12,5% компаний, а отказаться от предоставления аванса поставщикам намерена десятая часть респондентов.
Примерно столько же опрошенных остановились на вариантах «в планах переориентировать экспорт продукции на рынки стран, не присоединившихся к санкциям против России», «переориентировать предприятие на выпуск иной продукции».
Оптимизировать структуру затрат предприятия без снижения выпуска продукции и без сокращения объёма затрат планируют 6,3% компаний.
5% респондентов сообщили, что их организации будут продавать непрофильные активы и/или сокращать производство; вариант «собираемся сократить номенклатуру производимой продукции» выбрали 3,8% компаний.
Приведённые доли по списку мер изменились за прошедший квартал незначительно; и если не указано другое, различие статистически не значимо.
Прежде всего, сокращению подвергнутся расходы на административные и общехозяйственные цели. Об этом в оба квартала заявили около трёх четвертей организаций, планирующих сократить свои расходы в ближайшей перспективе.
Перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие собираются 43,6% компаний, доля этого варианта стала ниже на 11,2 п.п.
Треть опрошенных считает необходимым сократить расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.), а пятая часть компаний из этой группы будет сокращать расходы на персонал.
14,5% организаций отметили, что в планах сокращение расходов на благотворительные и социальные программы, реализуемые в регионах присутствия.