Экспертной группы механизма «Трансформация делового климата» по направлению «Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность».
Мероприятие проводилось с целью обсуждения предложений бизнес-сообщества, предусматривающих включение новых мероприятий в «дорожную карту» механизма управления системными изменениями нормативно правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» по направлению «Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность».
Дискуссия состоялась под председательством Андрея Бугрова, заместителя председателя Комитета РСПП по корпоративным отношениям, председателя Совета директоров ПАО ГМК «Норильский никель». В обсуждении приняли участие руководители и заместители руководителей профильных департаментов Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России, руководители юридических служб ведущих российских компаний (ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Сургутнефтегаз», АО «Газпромбанк», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Интер РАО ЕЭС», Агентство по страхованию вкладов, АО «НРК-Р.О.С.Т.», ООО «Пепеляев Групп» и др.), эксперты МГУ имени М.В.Ломоносова и НИУ «Высшая школа экономики».
В своем вступительном слове Андрей Бугров отметил, что в последнее время корпоративному управлению приходится адаптироваться к кардинальным изменениям и высокой неопределенности в экономике, деструктивному влиянию наложенных на нее санкций. В такие моменты особую значимость приобретает следование заранее намеченным планам для достижения предсказуемых результатов. По итогам совещания у первого заместителя председателя Правительства РФ Андрея Белоусова, состоявшегося в декабре 2022 года, было принято решение об актуализации «дорожных карт» в рамках механизма «Трансформация делового климата», в том числе в части совершенствования корпоративного управления. При этом ряд инициатив в данной сфере имеет высокую значимость ввиду своей актуальности и уделяемого внимания как со стороны органов государственной власти, так и бизнес-сообщества.
В первую очередь участники мероприятия обсудили проблему так называемых компаний - «матрешек», а также проект федерального закона, подготовленный Минэкономразвития России и призванный модернизировать указанный инструмент структурирования холдингов. По мнению представителей бизнеса, в текущем виде запрет для хозяйственных обществ иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, по сути является дискриминирующим рудиментом прошлого. Участники дискуссии сошлись во мнении, что проводить его модернизацию необходимо с учетом мнений всех заинтересованных сторон.
Рассмотрен также проект федерального закона, направленный на совершенствование правил участия государства в управлении компаниями, чья деятельность имеет особую значимость с точки зрения публичных интересов. В ходе дискуссии эксперты отметили ряд аспектов, которые целесообразно скорректировать. Так, из перечня оснований для введения «золотой акции», предложено исключить указание на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, имея в виду размытость соответствующей формулировки и возможность ее расширительного и произвольного толкования. Требуется уточнение о том, что введение и использование особых прав государства допустимо только при наличии мотивированного решения государственного органа, в котором должны получить отражение достигаемая цель и обоснование необходимости и пропорциональности предлагаемого вмешательства. Кроме того, предложено исключить региональные и муниципальные власти из числа субъектов, уполномоченных на использование «золотой акции», поскольку оборона и безопасность относятся к сфере федерального ведения.
Предметом дискуссии также стали иные инициативы в сфере корпоративного управления, поступившие от экспертов РСПП и НСКУ и направленные на актуализацию профильной «дорожной карты». В частности, было рекомендовано включить в «дорожную карту» предложения об устранении правовой неопределенности, возникающей в отношении распорядительного эффекта договора купли-продажи долей участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, а также об оптимизации порядка совершения регистрационных действий при изменении прав на доли в уставном капитале.
В заключении участники заседания подчеркнули важность дальнейшего совершенствования механизмов корпоративного управления и договорились продолжить совместную работу в данной сфере.