Обсуждались возможности государственной поддержки спроса на дизайн, механизмы институционального развития рынка индустриального дизайна, вопросы привлечения инвестиций в отрасль, проблематика правовой защиты нематериальных активов.
В дискуссии, которую провел председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин, приняли участие заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, руководители промышленных компаний — членов PCПП.
Председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин отметил, что большинство крупных компаний не верит в возможность господдержки промышленного дизайна.
«По данным опроса участников форума, 65% из них считают, что промышленный дизайн является конкурентным преимуществом, позволяющим достигать больших целей для бизнеса, но только чуть более 20% опрошенных инвестируют средства в промышленный дизайн. При этом более 50% респондентов не верят в возможность господдержки отрасли», — сказал Игорь Вдовин.
Он подчеркнул, что промышленный дизайн повышает инвестиционную привлекательность продукта и необходим для выхода на зарубежные рынки: «Дизайн — это одно из условий конкурентоспособности продукта, напрямую влияющее на прибыль любого бизнеса. Если мы хотим наращивать экспорт промышленной продукции в дружественные страны, то недооценивать роль предметного дизайна при разработке новой продукции достаточно опрометчиво».
Председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский подчеркнул, что дизайн является важным инструментом индивидуализации компаний, продуктов и услуг.
«Уместно перефразировать известную репризу: дизайн — это не только “отличный мех” — внешняя оболочка, когда некая функциональность приобретает оригинальную форму, но и “несколько килограммов вкуснейшего мяса”, то есть фундаментальный элемент создания брендов. Промдизайн обогащает творческий подход, который порождает инновационные бренды, построенные на эмоциональной связи с потребителем», — сказал Андрей Кричевский.
По его словам, инновации — это не только новые идеи, это соединение нового с чем-то знакомым таким образом, чтобы продукция находила отклик у потребителей.
«Промдизайн — неотъемлемая и существенная часть стоимости брендов, предполагающая использование всей палитры инструментов интеллектуальной собственности для достижения максимальной капитализации», — подчеркнул Андрей Кричевский.
Президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий представил дорожную карту развития российской индустрии дизайна до 2030 года.
«Прорывные разработки в сочетании с дизайном могут подтолкнуть нашу страну к формированию новой, более продвинутой системы экономических отношений, появлению новых площадок и промышленных кластеров, росту количества рабочих мест. Санкционная повестка, как европейская, так и американская, сподвигла нас к действию. Настала та самая эпоха перемен, которая позволяет нам решить важные для страны задачи, которыми, к сожалению, долго не занимались. Мы работаем с молодыми специалистами, которые смогут создать альтернативу ушедшим брендам», — сказал Виталий Ставицкий.
По его словам, потенциальная емкость рынка при реализации дорожной карты развития российской индустрии дизайна к 2030 году составит 6 трлн рублей. Для достижения такого результата необходимы собственные разработки, а не обратный инжиниринг.
«Пора осознать, что экономически выгодно создать нечто концептуально новое, а не пытаться постоянно кого-то догонять», — резюмировал Виталий Ставицкий.
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Ученов отметил активную работу по корректировке законодательной базы в сфере промышленного дизайна.
«Одним из ключевых мероприятий, направленным на госрегулирование в сфере промышленного дизайна, является закрепление понятий «промышленный дизайн» и «организация сектора промышленного дизайна» в федеральном законе «О промышленной политике». Внесение проект закона в Правительство планируем в апреле текущего года. Данные корректировки позволят в дальнейшем сформировать отрасль», - рассказал Алексей Ученов.
Также замглавы Минпромторга России отметил важность актуализации в 2020 году стандартов Фонда развития промышленности в части возможности использования средств займа на промышленный дизайн, а также ценность наличия требований к внешнему виду/дизайну изделий в стандартах ГОСТ Р в промышленной продукции и железнодорожном транспорте.
Активная работа ведется и по направлению популяризации промышленного дизайна.
«Сейчас совместно с Правительством Москвы проводится активная работа по учреждению премии по направлению «Промышленный дизайн», для проведения которой в настоящее время определяются номинации и критерии определения лауреатов. Финал премии будет приурочен к подведению итогов трехдневного Форума в области промышленного дизайна и предварительно пройдет в июле 2023 года», - подчеркнул Алексей Ученов.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко заявил о необходимости создания рамочного закона о креативных индустриях и креативном предпринимательстве.
«Сегодня нет ни одной ясной и функциональной платформы, где предприятия могли бы найти себе дизайнеров, а дизайнеры могли бы найти для себя заказы. Необходим комплекс решений, результатом которого станет наращивание кадрового потенциала в области промышленного дизайна и его вовлечения в процесс реализации национальных целей развития. В условиях мощнейшего санкционного давления, которое испытывает наш бизнес, промышленный дизайн даст дополнительные возможности для освоения новых рынков и повышения конкурентоспособности отечественной продукции», — сказал Денис Кравченко.
Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин в качестве положительного примера привел опыт Фонда «Сколково», когда рост разработок с участием промышленных дизайнеров позволил выпустить на рынок ряд современных конкурентоспособных продуктов.
«Суть этого опыта заключается в очень простой вещи — упрощенная процедура на получение грантов на промышленный дизайн и прототипирование», — сказал Дмитрий Курочкин.
По его словам, эффективными мерами поддержки отрасли также могут стать вычет расходов на промышленный дизайн из налогооблагаемой базы, создание специализированных консультативных организаций — центров развития дизайна с субсидированием затрат со стороны государства, организация курсов переподготовки преподавателей профильных вузов.
Кейсы промышленного дизайна и инжиниринга компаний представили гендиректор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, председатель совета директоров холдинга «Синара — Транспортные Машины» Александр Мишарин, шеф-дизайнер ТМХ Евгений Маслов, гендиректор «МЗ ТОНАР» Денис Кривцов и другие.
В завершение заседания было отмечено, что одна из первоочередных задач сегодня — выработка системного подхода к формированию комплекса мер государственной поддержки дизайнерских услуг, позволяющих рассчитывать на значительный рост отечественного рынка промышленного дизайна.
По итогам форума будут сформированы предложения в адрес правительства РФ по «перезагрузке» дорожной карты в области инжиниринга и промышленного дизайна.
Недели российского бизнеса (НРБ) проходят с 8 февраля по 14 апреля 2023 года. НРБ — ключевое мероприятие, на котором формируются и обсуждаются предложения по актуальным направлениям взаимодействия государства и бизнеса. ТАСС, «Интерфакс», «Коммерсантъ», РБК, «Известия» и «Регионы России» в 2023 году выступают как генеральные информационные партнеры Недель. Генеральный радиопартнер НРБ-2023 — Business FM. Подробнее — на nrb-rspp.ru.