30.05.2023
Интервью с Александром Шохиным по итогам ПМЮФ-2023

Завершил свою работу XI Петербургский международный юридический форум 2023 — одно из важнейших мероприятий в сфере юриспруденции. На этой площадке для профессиональных дискуссий встречаются представители российского и зарубежного юридического сообщества, бизнеса, известные общественные и государственные деятели.


По итогам Форума журнал «Бизнес России» задал вопросы Президенту РСПП Александру Шохину.

Насколько российскому бизнесу интересно и важно участие в таком профессиональном форуме?

- Право регулирует экономических отношений и условий предпринимательской деятельности. В этой связи представители РСПП уже более 10 лет регулярно выступают на Форуме, ведут секции и круглые столы, участвуют в дискуссии. Причем среди участников не только юридические фирмы, но и производственные компании, для которых вопросы правового обеспечения имеют высокую значимость.

Нужно отметить высокопрофессиональный и творческий подход Министерства юстиции РФ и лично Министра юстиции К.А.Чуйченко к формировании программы Форума. Организаторы сумели поставить острые и злободневные вопросов, предлагаемые к обсуждению юридическим сообществом.

ПМЮФ стал ключевой юридической площадкой для обсуждения произошедших и планируемых изменений для развития экономики и бизнеса. Чтобы концентрировать внимание на важных для бизнеса проблемах Президент РСПП вошел в состав оргкомитета Форума.

Какие актуальные темы обсуждались на Форуме с участием РСПП?

- Спектр обсуждаемых проблем чрезвычайно широк – это роль и место права в современном мире. Конечно, в первую очередь для нас важны вопросы, имеющие для бизнеса практическую значимость.

РСПП организовал сессию «Осуществление трансграничных расчетов российскими компаниями: барьеры и решения», а также «круглый стол» на тему «Цифровые активы в действии: первые итоги, вызовы и перспективы». На сессии «Уголовно-правовая политика в эпоху перемен: вызовы и как им противостоять» поднимались важные вопросы снижения уголовно-процессуального давления на бизнес. Много сессий было посвящено разрешению экономических споров, в том числе с использованием механизмов третейского разбирательства и медиации. В рамках Форума Министр юстиции РФ провел открытое заседание Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Как участники дискуссий оценили результаты проведенной в России реформы третейского разбирательства?

- В целом результаты реформы были высоко оценены представителями юридического сообщества и предпринимателями. Вместе с тем, были отмечены важные направления работы по совершенствованию законодательства в данной сфере. В частности, поднимались вопросы необходимости введения механизма принудительного исполнения принимаемых третейскими судами обеспечительных мер, перехода на электронное взаимодействие постоянно действующих арбитражных учреждений и государственных судов, расширения арбитрабильности споров, в том числе возникающих из государственных контрактов, а также противодействия злоупотреблениям с использованием арбитража ad hoc.

На Форуме представители Минэкономразвития России поднимали вопросы совершенствования процедур редомициляции компаний, созданных в иностранных юрисдикциях, в специальные административные районы (САРы). Разделяете ли Вы необходимость проведения такой работы?  

- Многие компании, заинтересованные в редомициляции в специальные административные районы, сейчас столкнулись с барьерами и ограничениями вследствие проводимой отдельными странами санкционной политики. В этой ситуации требуется корректировка российского законодательства для облегчения условий и процедур редомициляции.

Например, необходимо увеличить до 5 лет срок исключения компании из реестра иностранных юридических лиц при редомициляции, снизить размер передаваемых в международный личный фонд активов, упростить требования к документам, предоставляемым для редомициляции, а также совершенствовать налоговый режим в специальных административных районах.

Минэкономразвития России в рамках дискуссии о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности предложило заключать соглашения (между контролируемым лицом, контролером и регионом) об устранении нарушений с поэтапным указанием на действия, которые должны быть предприняты для его устранения, и освобождением от ответственности или частичным привлечением к ответственности в случае выполнения условий соглашения. Также звучало предложение ввести первое нарушение условные штрафы, которые в случае устранения нарушения взыскиваться не будут. Как вы оцениваете данные предложения?

- Предложения Минэкономразвития России заслуживают внимания. Устранение нарушений обязательных требований иногда требует больших временных и финансовых затрат компаний и освобождение от ответственности в случае устранения таких нарушений будет способствовать снижению финансовой нагрузки на бизнес. Вместе с тем, данные предложения требуют детального обсуждения с предпринимательским сообществом, в частности, необходимо установить критерии значительности финансовых и временных ресурсов, необходимых для устранения нарушений. Также вызывает вопросы необходимость участия главы региона в соглашении, не станет ли это лишним административным барьером.

Что касается условных штрафов, то в КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля,  уже предусмотрена такая мера административного наказания как предупреждение. Поэтому условные штрафы, возможно, следует распространить не только на впервые совершенные нарушения.

На сессии Форума прозвучало предложение национализировать основные сферы российской экономики, как меру экономической защиты страны. Как Вы относитесь к такой идее?

- В России доля государства уже составляет более половины экономики, что затрудняет развитие конкуренции. По нашему мнению, сейчас оснований для постановки вопроса о национализации нет.

Нужно иметь в виду, что согласно Конституции Российской Федерации национализация - это возмездные действия, следовательно, возникнут существенные расходы федерального бюджета. При этом потребуется определять справедливую цену активов, а в дальнейшем обеспечивать эффективное управление национализированным бизнесом. При национализации активов, в которых участвуют иностранные инвесторы, существуют также риски изъятия российской собственности за рубежом. Вместе с тем, сегодня уже приняты мер, которые позволяют обеспечить надлежащее выполнение государственного оборонного заказа, а также работу стратегически важных предприятий. Прежде всего, имею в виду Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2023 № 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа», который предусматривает за нарушение поставок ограничение прав участников компании и введение внешнего управления.

Планирует ли РСПП в следующем году участвовать в организации ПМЮФ?

- Безусловно, мы планируем активно участвовать в подготовке и проведении Форума. РСПП заинтересован в выработке универсальных правовых механизмов, которые позволят обеспечить благоприятные условия для развития предпринимательства, международных экономических связей, разрешения экономических споров.

РСПП